вторник, 6 ноября 2012 г.

Технологиии минной стойкости бронетехники (Mine Resistant Ambush Protected)




Если взрывчатка закопана, то взрыв направлен в основном вверх. Препятствие на пути взрывной волны передает удар от взрыва всей конструкции. Это значит, что для повышения взрывобезопасности на пути взрывной волны можно оставить только те детали конструкции, которые при отрыве не приведут к значительным повреждениям. Ещё лучше, чтоб на пути взрыва не было вообще никаких деталей.
Наиболее важные элементы конструкции кабина экипажа и двигатель должны быть на максимальном расстоянии от эпицентра  взрыва. Большинство автономных мин срабатывают при нажатии, поэтому, обычно, эпицентр взрыва находится под одним из передних колес. Рассматривая последнее поколение бронированных грузовиков можно заметить, что не многие из них смогут выдержать сильный взрыв. Типичный представитель КамАЗ Тайфун (российское виденье концепций реализованных Мерседесом) имеет кабину и двигатель максимально близко расположенные к переднему колесу. При взрыве под передним колесом, ударная волна направлена именно на кабину и двигатель.
 Примерно так же обстоит дело с камазовской моделью БТРа, впрочем большинство БТРов мира имеют сравнительно невысокую стойкость к подрыву. 
 Исторически замечено что капотные грузовики позволяют хотя бы выжить экипажу. Обычно ударная волна отрывает крыло над колесом и сильно повреждает двигатель. 
 При капотной компоновке с капотом на всю ширину корпуса для ударной волны нет легкопреодолимого  препятствия в виде крыла над колесом, а значит энергия взрыва максимально передастся корпусу.
Есть еще компоновка большегрузных грузовиков с кабиной далеко впереди переднего колеса типа МЗКТ. Если кабина интегрирована с двигательным блоком, а над передним колесом ничего нет - возможно реализовать высокую взрывостойкось. 
 На тех МЗКТ, где двигатель расположен над колесом, взрывостойкость значительно меньше, потому что ударная волна, огибая препятствие в виде двигательного блока, направляется в сторону кабины с экипажем. 
 Ближайший аналог шасси МЗКТ - это БАЗ. Он имеет те же проблемы со взрывостойкостью. 
 Однако этот показатель можно значительно улучшить убрав все лишние элементы в зонах обозначенных желтым цветом.
 После подрыва автомобиля большое значение имеет остаточная подвижность, позволяющая вырваться из засады. Интересным свойством шасси Татра является сохранение подвижности при потере одного колеса, даже переднего.
Суммируя вышесказанное есть основания полагать, что есть возможность сделать взрывостойкий автомобиль на шасси татры с капотной компоновкой и пластиковыми крыльями над передними колесами.
Кроме Татры неплохой MRAP можно сделать на базе грузовика Краз. В Анголе был сравнительно успешный опыт
Однако чем тяжелее бронетехника, тем безнадёжней она вязнет в грязи или песке.
 Для большей проходимости можно использовать шарнирно-сочленённые платформы строительной техники. По этому пути пошли спецы из Вольво.
На этой же платформе была сделана высокомобильная гаубица "Арчер".
Хорошая вещь, если б её ещё на поворотах меньше заносило...
В плане минной стойкости, большинство шарнирно сочлененных самосвалов имеют V-образный кузов, который проще переделать под стандарты MRAP-ов.
 А ещё хорошо бы добавить впереди пару рулевых колес, которые бы выполняли функцию противоминных тралов. Даже необязательно их унифицировать с остальными колесами, можно взять и такие.
В поисках оптимальной компоновки остаются ещё проблемы с высоким центром масс типичные для строительной и военной техники, и как следствие частое опрокидывание.

Наверное пора смириться с мыслью, что в военной автоколонне нужна ещё одна транспортная единица - гибрид  эвакуатора и бульдозера. Основная задача этого агрегата - под огнём "за шкирку" вытащить из под обстрела повреждённый транспорт, или поставить на место перекинувшийся.